ДШИ с. Анучино

692300, Российская Федерация, Приморский край, Анучинский округ, с. Анучино, ул. 100 лет Анучино, 2
Поиск
Close this search box.

Лицедеи

Нулевая скорость! Камень справа! Спиной! Амёба! Третья скорость! Полуприседом! Встречаемся глазами – здороваемся! Цепочка! Змейка! Весёлая сторона – печальная сторона. Здесь смеёмся, здесь – плачем! Что значит не хочу? Мальчики – ведущие, девочки – ведомые. Всё вы можете… Бегом! Внимательнее! Быстрее! Меняемся! Хорошо! Разминка закончена.

Ирина Владимировна Ипатова преподаватель театрального отделения Староварваровского филиала анучинской школы искусств. В двух группах – в младшей и старшей — у неё занимаются семнадцать детей.

Чистенько, красивенько тянем звук А-А-А! О-О-О! У-У-У! Хорошо. Теперь выталкиваем! Нижнюю губку покусали! Верхнюю! Трубочка! Влево-вправо! Вверх-вниз! Круговые движения! Больно? Не делай. Язык – поехали! Ещё! Ещё! Работаем! По нёбу! Напрягаем мышцы! Хорошо! Сжали зубки, повторяем: крышу крашу красной гуашью! Проговорили теперь с закрытым ртом! Теперь – ударение на первом, втором, третьем слове…

То, чем занимаются дети – это вовсе не самодеятельность, это начальное профессиональное образование. Новичков набирают с семи- восьмилетнего возраста, те, кому понравилось обучение на театральном отделении, остаются на три года в младшем классе и ещё на три года — в старшем. По окончании обучения выпускники получают свидетельство, подтверждающее получение образования в школе искусств. Обучение – платное, в данный момент стоимость его составляет 400 рублей в месяц. Девочек обучается больше, чем мальчиков, наверное, это закономерно – природный артистизм прекрасной половины человечества в данном случае подтверждается очень наглядно.

Бык бодается с быком, убегают все кругом! Береги, бегун, бока от бодливого быка! К девяти без десяти надо в школу нам идти. В девять слышится звонок, начинается урок. Мишка мышку кормит пышкой. Мышка маленькая слишком, мишка сжалился над мышкой.

В группе изучают актёрское мастерство, сценическую речь, сценическое движение. Иное дело — «художественное слово». Работа по этому предмету ведётся с каждым ребёнком индивидуально. Ирина Владимировна объясняет и показывает, где и когда нужно выделить какую-либо фразу, нужно ли сделать акцент, произнести фразу громче, тише, быстрее, медленнее. Где-то во время чтения нужно нахмуриться, а где-то — улыбнуться. Та кажущаяся лёгкость и выразительность, с которой артист преподносит произведение слушателю и зрителю – это результат не столько вдохновения, сколько упорного подготовительного труда, той самой работы, которую выполняет Ирина Владимировна с начинающим артистом на уроках художественного слова.

Зашёл и сел. Кто зашёл, почему он сел, почему не встал, почему не лёг? Упражнение.

Во время занятий дети получают самые азы – как ходить, как говорить, как вести себя на сцене. Мало кто из них идёт потом в профессиональные артисты, так же как и в художники или музыканты, но в жизни полученные в школе искусств знания, навыки, хорошие привычки и способность к межличностным контактам и взаимодействию – все эти приобретения — лишними никогда не бывают. Дети учатся находить общий язык с партнёром по сцене – во время отработки этюдов, например – и развитие коммуникативных способностей обязательно пригодится им в будущей взрослой жизни.

Этюд по фразам «Клевать носом» и «Как снег на голову». О-ох! Уже нету сил… Голова болит! Дзынь-дзынь! Дзынь-дзынь! БУМ!!! А-а-а! Ты зачем это сделал?! Пошутить хотел? А теперь мы пошутим! Этюд окончен. Хорошо! Замечания? Зашёл в одну дверь, а вышел в другую! Это мы по дому бегали… Я вам сколько раз говорила: не надо в этюдах заниматься «объяснялками». Всё должно быть понятно из действия. Следующий!

Каждую четверть проходит экзамен по актёрскому мастерству и по художественному слову. Дети представляют на суд зрителей и экзаменационной комиссии этюды – это такие маленькие спектакли. По настоящему серьёзное испытание бывает каждый год в конце марта. На День театра младший и старший классы показывают свои спектакли. А вот подобрать сценарий – это самое сложное. Во-первых, спектакль должен быть «смотрибельным» — в нём должно быть действие, интересный сюжет. Ещё одна загвоздка: вот, например, в классе занимаются семь человек – именно на семь персонажей нужно найти спектакль. Конечно, интернет сегодня помогает с поиском нужного материала. Но всё равно, помимо числа задействованных в пьесе актёров, она должна подходить и по множеству иных критериев – одна пьеса может оказаться неинтересной, а другая — чересчур сложной для маленьких исполнителей, к одной нет необходимых декораций, а для другой нужно шить сложные костюмы…
Какие-то сценарии пишутся по готовым литературным произведениям – сказкам, рассказам, а какие-то, напротив, изначально создаются с оригинальным сюжетом. Сейчас ученики Ирины Владимировны начали готовить постановку именно такого произведения Сергея Лукашина «Нгабо-Бабо с планеты Бартыкайло». Уже была первая читка, во время которой юные актёры убедились в том, что пьеса увлекательная и работать с ней будет очень интересно.

Вибрационный массаж – массируем лоб. М-м-м-м-м… Нос. Верхняя губа. Сильнее! З-з-з-з-з… Нижняя губа. Грудная клетка. Стоп! Что? Младшие, урок уже окончен давно! Он опять матерится? Ну хватит уже ябедничать! Сколько можно! Иди уже домой! Старшие, поехали дальше! Веретёны не точёны, в бане веники мочёны.Барыня-барыня, сударыня-барыня… Сценическая речь.

Ипатова – преподаватель строгий и требовательный. – Я не могу каждый урок преподносить ребёнку как праздник, — объясняет она, — дети и родители должны понимать, что любое обучение – это работа, а я – не аниматор, и после каждого занятия печеньки им раздавать не буду.
Да, многие дети уходят после посещения нескольких занятий или после первого года обучения. Но многие и остаются. Не из-за того остаются, что видят себя в будущем профессиональными деятелями искусств. Наверное, и сами дети, и их родители, может быть, неосознанно, но стремятся именно к труду. К тому, от чего в последние десятилетия общество так старательно ограждало подрастающие поколения. Люди – и маленькие, и взрослые — интуитивно чувствуют, что развитие каждой личности по отдельности и всего общества в целом возможно только в процессе преодоления. Может быть, ребёнку и необязательно страдать от образовательного процесса, но выходит так, что прилагать определённые усилия в достижении цели – непременное условие. Чем больше трудностей преодолевается, тем слаще выращенный плод. И знания, добытые с трудом, собственным опытом, закрепляются прочнее полученных в готовом виде, походя, мимолётно.
— Ребёнка в школу искусств отправляют родители. Если я буду выбирать: с этим можно работать, с этим нельзя, у этого есть способности, у этого нет, тут характер подходящий, а тут — нет, если я так буду делать, я останусь вовсе без учеников, — говорит Ирина Владимировна, — С другой стороны, перед преподавателями школы искусств и не ставится задача вырастить профессионалов — художников, музыкантов, артистов. Наша цель – помочь ребёнку самому в себе разобраться – какие у него склонности, чем ему будет интересно в жизни заниматься. Это – во-первых. А во-вторых, нужно хотя бы приоткрыть ребёнку всё необозримое богатство человеческой культуры, заинтересовать его в приобщении к какому-либо виду искусств, объяснить, наконец, что не только в экране смартфона заключается всё самое интересное в жизни. Ведь создавать, созидать, делать какие-то вещи своими руками, показывать другим людям красоту своего творчества – это намного круче, интереснее и важнее, чем просто получать удовольствие, развлекаться и быть сытым. Наверное, школа искусств и её преподаватели, приобщая детей к творчеству, работают именно в этом направлении. Надеюсь, что хоть в какой-то мере причастна к тому процессу, который я бы назвала так: воспитываем не потребителей, а творцов. Это, конечно, всё высокие слова, но если мы будем делать всё, что в наших силах, двигаясь в обозначенном направлении, общество наше будет состоять преимущественно из хороших людей. Идеал недостижим, но к нему нужно стремиться.

Ребята, у одного из вас сегодня день рождения! Давайте поздравим именинника! Ему – конфеты, и всем – тоже! Можно брату взять? На брата я не рассчитывала. Остались? Бери брату.

Взрослые стараются вывозить детей в город на театральные постановки. В театре все ведут себя по разному. Кого-то действие, происходящее на сцене, захватывает полностью. А кто-то весь спектакль просидел, копаясь в карманах, шебуршал фантиками, перешёптывался с соседями, болтая ногами и рассматривая вокруг всё, кроме самой постановки. У таких деток главное воспоминание от посещения театра остаётся о буфете, в который они ходили в антракте. Что ж, все люди – разные, и интересы у них тоже разные – тут ничего необычного нет. Это не страшно, если ребёнку неинтересно искусство театра. Страшно, если он без этого жить не может, но поймёт это, попав по воле случая на театральную постановку только на склоне лет. А может и вовсе не поймёт никогда – мало ли в нашем обществе людей, никогда не посещавших театра! У староварваровской ребятни шансов обнаружить в себе либо прирождённого артиста, либо заядлого театрала – гораздо больше, чем у других сельских детей, у которых нет возможности посещать театральное отделение школы искусств. – А с другой стороны, — говорит Ирина Владимировна, — очень трудно работать с детьми, которые не понимают, что такое, собственно говоря, спектакль. Одно дело объяснять маленькому актёру, что если его игра не будет интересна зрителю, ничего не получится – зритель встанет и уйдёт из зала. Другое дело, когда ученик сам видит эмоции профессионала, его мимику, пластику, его общение с партнёрами по сцене и со зрительным залом… Просто необходимо, чтобы каждый ребёнок хотя бы один раз своими собственными глазами увидел сценическую постановку. Моя мечта – свозить детей на «Щелкунчика» во Владивостокскую «Мариинку». Не знаю, как сказать по-другому: на этом балете просто умираешь от восторга!
В последние два-три десятилетия дети, да и родители их, стали другими – это отмечает сама Ирина Владимировна. Более равнодушные, менее ответственные. Приходится прилагать гораздо больше усилий, чтобы заинтересовать ребёнка чем- либо. Ирина Владимировна связывает это обстоятельство с информативной пресыщенностью. В интернете с помощью смартфона сегодня можно найти буквально всё для того, чтобы занять свою голову. Беда в том, что ребёнок, да зачастую уже и взрослый человек, не обладает умением фильтровать, отделять хорошее от плохого. Сегодня смартфоном пользуется подавляющее большинство школьников – едва ли не с первого класса. Кое для кого из взрослых уже стало очевидным, что родительский контроль в отношениях ребёнка и «мировой паутины» — абсолютная необходимость. И Ирина Владимировна на своих уроках запрещает пользоваться смартфонами, но полностью исключить эти атрибуты современного мира из жизни ребёнка не получается ни у кого, и уже навряд ли получится, ведь запретный плод, как известно, сладок. Может быть, как раз театральному отделению в данном случае надлежит сыграть главную роль в нейтрализации ущерба, причиняемого «цифробесием» коммуникативным способностям наших детей? Ведь на сцене юные артисты смотрят в глаза друг другу и зрителям, сидящим в зале. Человеческий интеллект общается напрямую с другим человеческим, а не искусственным интеллектом. Вот ведь кто бы мог подумать, что такая возможность когда-либо станет привилегией? Как знать, может быть, самое человечное из всех видов искусств – искусство лицедейства – поможет нам избежать опасности безоглядного погружения в виртуально-цифровое пространство, где нет места живой эмоции, слову, действию?
Может быть. Но вот беда: все всё понимают, верно оценивают степень значимости театрального отделения, переживают за будущее подрастающего поколения, приходят на постановки юных артистов и искренне восхищаются их способностями… А Ирина Владимировна Ипатова собирается уходить на пенсию. Она давно бы уже это сделала, но душа её болит за дело всей жизни и за маленьких односельчан. В меру сил, своими средствами, как была научена в институте культуры, она пытается сделать из них людей. Счастливых людей, познавших свои способности в творчестве, а значит, устойчивых к той скверне, которая в изобилии окружает любого современного человека.

Поиск ведётся, но в данный момент Ирине Владимировне замены нет.

Евгений Ковалёв

Дата обновления страницы: 13.03.2024

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Тел. доверия для детей, подростков и их родителей: 88002000122