В этом учебном году в Детской школе искусств села Анучино появилось новое направление развития таланта детей, открылся класс эстрадного вокала. Но работа над тем, чтобы такой класс появился, началась задолго до указанной даты. Директор ДШИ с. Анучино, Ксения Андреевна Рой-Зимина, активно поддержала начинание педагога Виктора Алексеевича Литовченко, и в итоге процесс обучения юных певцов начался.
В 1967 году, когда школа только создавалась, её возглавлял Владимир Фёдорович Евграшкин – профессионал игры на баяне, аккордеоне. Естественно, в первые годы своего существования школа выпускала большое количество баянистов. Позже Виктор Алексеевич, став преподавателем в школе, также обучал детей профессиональной игре на баяне, занимался с различными коллективами. Но новое время диктует свои правила, и уже в 2020-21 учебном году количество выпустившихся баянистов превысило число новых учеников этого музыкального искусства. Сегодня игра на баяне – это не очень интересно и круто, считают современные дети. Такая тенденция наметилась уже давно, именно поэтому Виктор Алексеевич, не оставляя своих учеников, дистанционно прошёл обучение и получил квалификацию по специальности «Преподаватель эстрадного вокала и фортепиано». Это позволило в новом учебном году открыть класс эстрадного вокала, а самому Виктору Литовченко стать ещё и преподавателем эстрадного вокала и фортепиано.
В текущем учебном году в новый класс на пятилетнее обучение начального музыкального образования поступило шесть человек: один мальчик и пятеро девочек. В следующем году планируется принять на обучение ещё двух-трёх человек. В первый год у них обучение проходит на основе индивидуальных занятий. Начиная со второго года обучения детей уже можно будет объединять в дуэты, возможно в трио. В будущем важно переходить к коллективному пению, ведь это даёт массу возможностей для творчества и раскрытия нового звучания любого музыкального произведения. Сейчас у каждого из шести учеников еженедельно проходит четыре занятия – два по вокалу, а также сольфеджио и урок фортепиано.
— Обучение фортепиано в данном случае вторично, — рассказывает Виктор Алексеевич, — хотя каждый вокалист должен знать клавиатуру фортепиано и уметь наиграть на ней любую мелодию. В ходе занятий больший упор делается конечно же на пение, на развитие вокала ребёнка. Чтобы попасть в класс эстрадного вокала ребятам необходимо иметь не только музыкальный слух, но и сильный певческий голос. Хорошие вокальные данные, показанные на приёмных экзаменах, это база, с которой можно работать. Если нет этой базы, то и работать по нашей рабочей программе будет невозможно. У нас нет цели найти и поставить ребёнку сильный голос, для этого нужны другие специалисты.
Оптимальный возраст для поступления в класс эстрадного вокала – это 7 – 9 лет. Но в школу искусств могут принять детей с шести до тринадцати лет. Самое главное – это желание учиться, желание петь, выступая на сцене перед публикой. На самом деле вокальное искусство очень сложное ремесло. Многим кажется, что эстрадные певцы поют так же, как и разговаривают. Но это не так! Сначала необходимо научиться правильно дышать. Певческое дыхание – это нижнерёберное дыхание, когда мы можем набрать много воздуха не поднимая плечи вверх. Это очень важно. Кроме того, сам голос нужно развивать. Для этого есть различные распевки и упражнения. Правильность пения достигается очень продолжительное время. Иногда для этого необходимо затратить весь первый учебный год. Детей, у которых есть вокальные задатки, на вступительном экзамене сразу слышно. То, что они могут показать на таких испытаниях – это примерно половина потенциала голоса.
Сегодня в работу Виктора Алексеевича «большой вклад» вносит коронавирус. Уже январь, а у школы искусств нет возможности провести в стенах школы даже родительское собрание, на котором бы дети спели, а родители им бы аплодировали. Что уж и говорить, из-за ограничений отсутствуют и концерты, в которых ученики могли бы принять участие. Юным вокалистам нужно привыкать к сцене, необходимо научиться себя правильно вести, когда всё внимание приковано именно к ним. Но пока такой возможности нет.
— Я задолго начал репертуар собирать, — вспоминает начало своей работы Виктор Литовченко, — это была очень кропотливая работа. Искал так называемые «плюсы», потом «минусы». Сейчас дети поют все песни в медленном темпе, для этого я весь репертуар разложил по нотам. Перепечатав все ноты и тексты, я их раздал детям, Конечно, я не думал, что так много новых песен сегодня написано для детей. Интересно, что я их нигде не слышал, хотя уже сорок лет занимаюсь музыкой. Сейчас наш потенциальный репертуар состоит более чем из ста песен. Так что никакой сложности с выбором песни у меня нет. Чтобы разучить одну песню и при этом у ребёнка появилась уверенность при её исполнении, нужен практически один месяц. Саму мелодию пропеть – это не самое сложное. Гораздо сложнее создать необходимый образ, передать настроение, спеть так, чтобы зритель поверил тебе – именно на это нужно столько времени.
Сегодня Виктор Алексеевич Литовченко видит целью своей работы – знакомство юных певцов с настоящей музыкой. Для него важно, чтобы в дальнейшем они всю жизнь были в неё погружены. Главное, чтобы музыка вошла в их жизнь. А самые способные из юных вокалистов уже смогут себя проявить и на сцене Дома культуры, и в самодеятельности вуза, и на творческих интернет-площадках.
Константин Смирнов.